Top.Mail.Ru
Художники

Болюх Петр Иванович

Петр Болюх (род. в 1957 г.) — российский скульптор, медальер и график. Выпускник Уральского училища прикладного искусства в Нижнем Тагиле (ныне филиал Строгановки), учился на факультете «Художественная обработка камня». Через несколько лет после окончания училища Болюх женился на художнице Наталье Чудновой и более тридцати лет жил, работал, преподавал в Нижнем Тагиле. Художественные традиции города и атмосфера творческого поиска, несомненно, повлияли на развитие Болюха как художника.
Сначала он проявил себя в медальерном искусстве и пластической миниатюре, затем заявил о себе как автор скульптурных композиций малых и станковых форм. В 80-е годы сформировались его индивидуальный пластический стиль, круг тем и образов. Художник отказался от сюжетности, от декоративности и декларативности. Его образы погружены в атмосферу внесобытийного раздумья, трактовка форм ёмкая и сдержанная, важны ритмические акценты, соотношение объемов и пустоты, внутренняя динамика и выразительность силуэта. Порой он обращается и к конкретным историческим и мифологическим образам. В конце 1988-го и в 1991 году художник принимал участие в посвященных Данте VIII-й и IX-й Биеннале скульптуры в Равенне.

В 1990-х он обратился к книжной и станковой графике, а также к экслибрису. В 1991 году был удостоен Диплома Международной выставки экслибриса в Паневежисе. С 1990-х гравюрами малых форм участвует в выставках в Литве, Бельгии, Великобритании, Франции, Канаде, Швейцарии, Швеции, Голландии, Польше, Германии, Италии.

Болюх — участник многих выставок, среди которых «Пушкин и его время» (Санкт-Петербург, Эрмитаж, 1999), «Русский Парнас» (Подмосковье, Остафьево, 2000), «Серебряный век в русской культуре в медальерном искусстве» (Санкт-Петербург, 2000), а также конкурс экслибриса к «200-летию со дня рождения А.С. Пушкина» (Санкт-Петербург, 1999−2000), на котором Болюх был удостоен III премии. В 2014 году награждён Большим орденом Франца Бирбаума «Главный Мастер» Мемориального фонда Фаберже.
Болюх П. И. Борис и Глеб. 1998. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
В начале XXI века Болюх стал обращаться к сюжетам русской и древнерусской истории, а также к библейским темам. На выставке представлена работа «Борис и Глеб» (1998). Молодые князья, принявшие мученическую смерть еще в начале XI века, стали первыми русскими святыми. Их пластическое воплощение восходит к древнерусскому искусству, к домонгольским барельефам владимирской школы. Как и в других работах, художник добивается здесь вневременной тишины, соединяет физическое с метафизическим.

По мнению нижнетагильского искусствоведа Е. В. Ильиной, «творчество художника, бесспорно, значительно и со временем будет оценено по достоинству».