Top.Mail.Ru
Художники

Наседкин Владимир Никитович

Владимир Наседкин (род. в 1954 г.) — российский художник, живописец, график, скульптор, фотограф, автор объектов и инсталляций, заслуженный художник России, академик Российской академии художеств.
Наседкин В. Н. Кресло I. 1993. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
В 1976 году окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института. С 1977 по 1989 гг. там же преподавал. Среди его учеников — Сергей Брюханов, Константин Шохов, Евгений Черепанов и др.

Переехав в Москву, Наседкин сохраняет связи с Уралом, участвует в различных проектах, включая Индустриальную биеннале. Он участник многих выставок от Лос-Анджелеса до Токио, из которых более 40 персональных. Одна из них входила в параллельную программу Венецианской биеннале. В Санкт-Петербурге персональная выставка В. Наседкина «Геометрия света» проходила в Музее современного искусства Эрарта в 2016 году.

Работы В. Наседкина представлены в коллекциях Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Московского музея современного искусства, Музея Востока, Musée Nationale d’Art Moderne (Centre Georges Pompidou, Париж), Albertina Museum (Вена), Zimmerli Art Museum (Нью-Джерси) и в других государственных и частных собраниях.

В 2024 году Владимир Наседкин стал победителем конкурса философских эссе «Проходящий сквозь стену», организованного Музеем Эрнста Неизвестного (Екатеринбург).

Творческая активность В. Наседкина продолжается уже около пятидесяти лет и отличается устойчивостью вектора художественных поисков. Стилистика художника становится все более лаконичной и минималистичной. Его работам свойственны композиционная выверенность, геометричность, сдержанность. В них нет нарратива, но есть ритм, цветовой строй, пластика. Художник говорит:
«Я использую недосказанность, незавершенность, эстетический намек, стремясь к простоте и ясности, избегая аналитических построений, аллегорий, всякого рода символики и иносказаний. Думаю, что художественную ценность произведения определяет сочетание форм, красок, линий».
Наседкин В. Н. Обнаженная IX. 1989-1990. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
В ранних работах, представленных на выставке, еще присутствуют элементы предметной среды, активные цветовые плоскости, несущие эмоциональную нагрузку. Затем, после полосы увлечения сибирским архео-артом, художник пришел к чистоте геометрических форм, знаковости. Яркое описание его творчества оставил искусствовед и куратор Виталий Пацюков:
«Искусство Владимира Наседкина органично существует в границах знаковой мифологии, описывая мир как Алфавит в геочисловых пределах и последовательностях… Идеи древних культур мерцают в пространстве геометрических топосов Владимира Наседкина, материализуясь в знаки, в пластические элементы и математические поверхности».
В отдельных циклах эта «математика» соединяется с архаикой, метафизикой, поэзией, социальностью, выявлением духа места. И этим местом, конечно, является Урал.