Гольцева Евгения Геннадьевна (род. 1979) — художник, дизайнер, преподаватель, живет и работает в Нижнем Новгороде.
Ее путь к искусству был своеобразным. В юности она мечтала стать дизайнером одежды. Первое образование получила по специальности «портной верхней мужской одежды».
В 2002 году закончила Нижегородскую архитектурно-строительную академию по специальности «монументально-декоративное искусство». Во время учебы начала профессиональную деятельность как художник: работала художником-бутафором, занималась стенной росписью (в том числе фресковой) в общественных и жилых зданиях. С 2013 по 2023 год преподавала живопись на кафедре искусств Нижегородской архитектурно-строительной академии.
Евгения Гольцева занимается не только живописью: ей удалось соединить декоративно-прикладное искусство с контемпорари-артом. Она создала новый класс объектов в авторском проекте «Матра». Гольцева осмысляет феномен народной игрушки, превращая его в коллекционный объект искусства, наделенный философской глубиной. Концепция «Матры» возникла как ответ на утрату сакрального значения традиционной матрешки, потерявшей в массовом производстве символическую значимость. Название проекта отсылает к санскритскому слову «матра», обозначающему меру или единицу времени, равную вдоху и выдоху.
В 2002 году закончила Нижегородскую архитектурно-строительную академию по специальности «монументально-декоративное искусство». Во время учебы начала профессиональную деятельность как художник: работала художником-бутафором, занималась стенной росписью (в том числе фресковой) в общественных и жилых зданиях. С 2013 по 2023 год преподавала живопись на кафедре искусств Нижегородской архитектурно-строительной академии.
Евгения Гольцева занимается не только живописью: ей удалось соединить декоративно-прикладное искусство с контемпорари-артом. Она создала новый класс объектов в авторском проекте «Матра». Гольцева осмысляет феномен народной игрушки, превращая его в коллекционный объект искусства, наделенный философской глубиной. Концепция «Матры» возникла как ответ на утрату сакрального значения традиционной матрешки, потерявшей в массовом производстве символическую значимость. Название проекта отсылает к санскритскому слову «матра», обозначающему меру или единицу времени, равную вдоху и выдоху.
Таким образом, каждая кукла становится не только предметом, но и метафорой времени, воплощая непрерывность бытия.
Автор соединяет архаику и современность: в орнаментике соседствуют геометрия, растительные мотивы, отсылки к городецкой росписи и отголоски русского авангарда. Скульптурная особенность «Матры» заключается в ее полой, неделимой структуре, противопоставленной традиционной матрешке.
На выставке представлены две матры Гольцевой. Предлагаем авторский комментарий к матре «Ока и Волга»:
Автор соединяет архаику и современность: в орнаментике соседствуют геометрия, растительные мотивы, отсылки к городецкой росписи и отголоски русского авангарда. Скульптурная особенность «Матры» заключается в ее полой, неделимой структуре, противопоставленной традиционной матрешке.
На выставке представлены две матры Гольцевой. Предлагаем авторский комментарий к матре «Ока и Волга»:
«В основу работы легли образы двух жизнеобразующих рек — Оки и Волги. Исполненные в дереве авангардные геометрические росписи с использованием чужеродных элементов создают образ дружбы двух рек и будто питают друг друга. Инсталляция из двух неравноценных по размеру фигур — авторское высказывание на тему границ восприятия. Усиливает его архитектурное решение — пазлы в нижней части двух «рек». Вода двух рек на «Стрелке» не смешивается и сильно отличается. Ока имеет более мутный цвет воды из-за быстрого течения, что отражается в рисунке матры. матра Ока в структуре композиции — младшая сестра Волги. матра Волга выше на 11 см матры Оки. Все орнаменты росписи несут свою смысловую нагрузку, к примеру, вторая полоса снизу (с зелеными треугольниками) — растения, сине-зелёные водоросли, которые в жаркое лето дают дополнительный цвет воде».

Евгения Гольцева (род. 1979). Ока и Волга. 2025. Собственность автора.
Каждая матра уникальна: ее облик формируется как комбинация элементов, напоминающих химическую формулу. Таким образом, матра становится не просто скульптурой, а самостоятельным философским высказыванием о времени, культуре и космосе.
Гольцева — успешный, активно работающий художник, участница многих выставок, включая: Арт Мир (Нижний Новгород, 2021–2025); «Понаехали» (Пермь, 2023), Арт Казань (2023), ПМЭФ (Санкт-Петербург, 2023); персональную выставку в галерее «Луна» (Нижний Новгород, 2023); «Искусство Куклы» (Москва-Сити, 2023); «Тыльная сторона ладони» (Арт Мир, Нижний Новгород, 2024), с художником Соколовой Ольгой (Арт-Москва, 2023) под представительством галереи «Диас» и др.
Персональные выставки Гольцевой проходили в Нижегородском Кремле (2016) и Арт Мире (Нижний Новгород, 2017, 2019, 2023).
Гольцевой на Международной выставке куклы в Москве была присуждена премия «Пандора» (2023). А в 2025 году художницу включили в «ТОП 50. Самые знаменитые люди Нижнего Новгорода» в номинации «Искусство».
Гольцева — успешный, активно работающий художник, участница многих выставок, включая: Арт Мир (Нижний Новгород, 2021–2025); «Понаехали» (Пермь, 2023), Арт Казань (2023), ПМЭФ (Санкт-Петербург, 2023); персональную выставку в галерее «Луна» (Нижний Новгород, 2023); «Искусство Куклы» (Москва-Сити, 2023); «Тыльная сторона ладони» (Арт Мир, Нижний Новгород, 2024), с художником Соколовой Ольгой (Арт-Москва, 2023) под представительством галереи «Диас» и др.
Персональные выставки Гольцевой проходили в Нижегородском Кремле (2016) и Арт Мире (Нижний Новгород, 2017, 2019, 2023).
Гольцевой на Международной выставке куклы в Москве была присуждена премия «Пандора» (2023). А в 2025 году художницу включили в «ТОП 50. Самые знаменитые люди Нижнего Новгорода» в номинации «Искусство».

Евгения Гольцева (род. 1979). Матра «Яркий подол». 2025. Собственность автора.

Евгения Гольцева (род. 1979). Матра «Зверь». 2025. Собственность автора.

Евгения Гольцева (род. 1979). Елена в Ботаническом саду. 2024. Собственность автора.