Горелов Г. А. Триптих «Легенда». 1974. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
Г. А. Горелов (1938−2009) — уральский художник-живописец и педагог. В 1965—1968 гг. учился в Уральском училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле у Т. Е. Коваленко — художника «сурового стиля» (его работы также представлены на выставке), затем преподавал в этом училище (1968−1976), позже работал художником-живописцем Нижнетагильских ХПМ Свердловского Художественного фонда (1976−1996), занимался с детьми-инвалидами в Школе народных ремесел (1990-е). Вся творческая жизнь проходила в Нижнем Тагиле.
Созданные уже в 1960-е — начале 70-х работы отличаются вниманием к цвету, ритму, обобщению и геометризации форм; написаны пастозными, динамичными, плотно положенными рельефными мазками. Несмотря на обвинения художника в формализме, его работы все-таки показывали на выставках.
Советы известного геолога П. Э. Риккерта помогли художнику понять красоту минералов: он создал ряд декоративных уральских минералогических пейзажей и натюрмортов в сказочно-метафорической форме. Свой стиль того времени он определял как «пейзажно-минералогический метафоризм».
Советы известного геолога П. Э. Риккерта помогли художнику понять красоту минералов: он создал ряд декоративных уральских минералогических пейзажей и натюрмортов в сказочно-метафорической форме. Свой стиль того времени он определял как «пейзажно-минералогический метафоризм».
«Метафора — буквально — перенесение, установление схожести казалось бы несхожего. В моих работах — не привычная расстановка предметов в пространстве, а реальный минералогический предмет, который начинает жить в ином материале, по иным законам — законам плоскости. Например, берешь друзу лимонита, и можно увидеть что угодно. Я увидел завод. Через кальцит, который растёт как минерал, я вижу растущий город… В образовании малахитовых почек вижу дымы. А если сталагмиты — то уже трубы завода. Вот и ассоциация с нашим городом. Кристаллы кварца — словно символ старого города»
(Горелов Г. Записки художника)
Это ви́дение и этот метод в полной мере проявились при создании представленного на выставке триптиха «Легенда об Урале» (1974) из коллекции Нижнетагильского музея изобразительных искусств.