Top.Mail.Ru
Художники

Зуев Владимир Валентинович

Владимир Зуев (род. в 1959 г.) — известный российский график, заслуженный художник, член-корреспондент Российской академии художеств, профессор Нижнетагильского социально-педагогического института. Живёт и работает в Нижнем Тагиле. В 1981 году окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского государственного педагогического института, где учился у Б. Борникова и В. Наседкина. В 1983–2021 гг. руководил творческой студенческой группой «Графика». Участник более 250 российских и международных выставок начиная с 1982 года.
Владимир Зуев — признанный мастер в области гравюры, обладатель многих наград, двадцать из них высшего достоинства, участник графических выставок, конкурсов, фестивалей, биеннале и триеннале в России, Италии, Канаде, Китае, Японии, Польше, Сербии, США, Чехии, Бельгии, Германии. Художник рассказывает, что ищет равновесие между видимым и ощущаемым, реальным и придуманным:
«Я получаю величайшее удовольствие от столкновения абстрактного и фигуративного, зафиксированного и движущегося, расплывчатого и геометрически четкого, симметричного и нет».
«Особенностью каждого листа Зуева является соединение жесткой композиционной структуры, тяготеющей к геометрическому схематизму и ясности (круг, квадрат, прямоугольник, овал), с многосложным, свободно-прихотливым истечением штрихов, пятен, линий, точек», — пишет искусствовед Галина Шарко.
Зуев — художник, владеющий разнообразными техниками (мягкий лак, резцовая гравюра, акватинта, офорт, сухая игла, ксилография, высокая печать), иногда их омбинирующий. Особая страсть художника — офорт. В его листах всё важно — форма, ритм, пластика, штрих, барбы, чистота печати, качество бумаги. Его произведения отличаются стильностью, выверенностью и продуманностью решений.

Знаток музыки и литературы В. Зуев занимается и книжной графикой, сотрудничает со Средне-Уральским книжным издательством. Среди книг с его иллюстрациями — сборник, в который вошли романы Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «О дивный новый мир», Дж. Оруэлла «1984» (1991); «Путешествие по стране геометрии: для дошкольного и младшего школьного возраста» В. Житомирского и Л. Шеврина (1994) и др.
Зуев В. В. Красный свет за стеной. 4. 2009. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
На выставке представлены несколько листов из цикла «Красный свет за стеной» (2009–2011) — виртуозной по исполнению, лаконичной, тревожной, метафизичной. Каждый лист —достойный объект для дзен-медитации.

Комментарий автора к серии графических листов «Красный свет за стеной» (2009–2011):

«…А вот и название в голову пришло! Мудрёное… Или даже чуть дерзкое?!☺ Скорее, это вопрос к тебе, дорогой зритель. Что есть для тебя стена?.. И что означает для тебя красный свет? И где ты есть, по какую сторону стены ты находишься? Похоже, одной комбинацией, как вопросов, так и ответов, здесь не отделаться. — Ну, вот это и прекрасно!

А как всё просто начиналось! В 2009-м я экспериментировал на алюминиевой матрице в большом формате. Для меня поверхность матрицы, будь то цинк, на котором я работаю в жанре миниатюры, или алюминий метрового формата, является некой константой, горизонтом. На этом горизонте я и «танцую» (гравирую), то ныряя в глубь материи, то взлетая над ней (по крайней мере, я надеюсь на то, что это будет ощущаться зрителем в будущем оттиске). Так для серии «Красный свет за стеной» я прокатал матрицу на станке, накрыв её отрезом абразивного полотна. Таким образом, вся поверхность матрицы приобрела равномерную тональную точечную фактуру, удалив из поля зрителя «металлическую природу» и выводя на первый план абсолютно иную тактильность. Полученную фактуру, в которой присутствовала изрядная доля спонтанности, «сыпучести», я попытался упорядочить, зафиксировать стройными рядами натянутых нитей, реально вышивая леской по металлу. В результате поверхность серого поля оттиска приобрела необходимое богатство «мелизмов» и внутреннего текстурного конфликта за счёт реального, физического увеличения трёхмерности «вышитой» матрицы. Оставалось только определить местоположение этого «серого» в условной шкале монохромного чёрно-белого спектра. Для решения этой задачи появилась необходимость ввести глубоко-чёрные зоны в верхней части листа (условного «неба»), чтобы оставить возможность «серому», главному персонажу «графической сцены» достаточно свободы и пространства для высказывания. Введение красного цвета на границе столкновения серого и чёрного показалось мне весьма уместным. Именно всполохи красного придали серии необходимый драматизм и привели к названию "Красный свет за стеной"».

Нижний Тагил. 09.01.2025