Художники Пермского края

Филимонов Анатолий Георгиевич

Филимонов Анатолий Георгиевич (1949–2002) — пермский художник, живописец; комбинировал различные техники и технологии, экспериментировал, владел техниками горячей эмали, батика. Его привлекали библейские и литературные сюжеты, темы региональной истории.
Особая глава его творчества — серия «Пермь 100 лет назад». В процессе работы над живописной реконструкцией старой Перми он изучал старинные фотографии, читал подшивки «Пермских губернских новостей», рисовал с натуры сохранившиеся фрагменты старой архитектуры. В поисках нужной интонации переписывал по нескольку раз каждую из семнадцати работ цикла. Ныне цикл разрознен, но несколько работ хранятся в коллекции Пермской государственной художественной галереи. Три из них представлены на выставке. Сдержанный колорит, словно отсылающий к старым вирированным фотографиям, напоминает о глубине времени.
Филимонов А.Г. Свадебный поезд выезжает на улицу Монастырскую. 2001. Пермская государственная художественная галерея.
Образы дореволюционной Перми, губернского города с оперным театром и местной интеллигенцией, вызывают исторические ассоциации. Такой, возможно, застал Пермь в 1916 году Борис Пастернак, позднее представивший её в романе «Доктор Живаго» под именем города Юрятина.
Филимонов А.Г. Сад общественного собрания. 2001. Пермская государственная художественная галерея.
Пермь, изображенная А.Г. Филимоновым, напоминает о жизни и творчестве Б. Пастернака и А.П. Чехова; С.П. Дягилева и футуриста В.В. Каменского. Все они бывали в разное время в Саду общественных собраний. Бывали в нем и Александр I, к приезду которого в Пермь в 1824 году была сооружена ротонда, и Михаил Романов, сосланный в Пермь по решению Совнаркома в 1918 году.
Филимонов А.Г. Призраки. Королевские номера. 2001. Пермская государственная художественная галерея.
На картине А. Филимонова «Призраки» изображена гостиница «Королевские номера», тогда — самая лучшая в городе. В ней жил без охраны великий князь Михаил Романов, имея возможность свободно передвигаться по городу, ходить в театр и в гости вплоть до своего внезапного расстрела 13 июня 1918 года.

Работы А.Г. Филимонова сохраняют память места, память города.