Миша Брусиловский (1931−2016) — знаковая фигура уральского искусства, заслуженный художник, почетный академик РАХ (2013), почетный гражданин Свердловской области. Миша родился в Киеве, а на Урале впервые оказался еще в детстве во время эвакуации. После окончания Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде в 1959 году, он по распределению попал в Свердловск, где жил и работал — с небольшими перерывами на Москву, Париж и Нью-Йорк — более пятидесяти лет. Он преподавал в Художественном училище им. И. Д. Шадра, сотрудничал со Средне-Уральским книжным издательством, познакомился с В. Воловичем, Г. Метелёвым, А. Антоновым, Г. Мосиным.
В ряду шестидесятников Брусиловский — художник особенный: стилистически узнаваемый, умеющий преобразить повседневность в эпос, притчу, миф. Среди близких автору тем — драматическая история ХХ века, библейские сюжеты, античные мифы и картины повседневной жизни. Художник развивался, менялся всю свою долгую жизнь, но особый интерес вызывают его работы 1960-х, когда он впервые заявил о себе как о большом мастере. Большой резонанс получила выполненная совместно с Г. Мосиным монументальная работа «1918» с неканонической трактовкой образа В. И. Ленина, поначалу вызвавшая неприятие, однако все же опубликованная в журнале «Творчество». Она была отмечена Дипломом Министерства обороны, показана в 1966 году на Венецианской биеннале, а в 1967-м — на международной выставке молодых художников в Берлине.
М. Брусиловский работал на протяжении десятилетий. В 1989 году французская пресса упоминала имя Брусиловского в связи с парижской галереей Г. Басмаджана в одном ряду с такими русскими художниками, как Илья Кабаков и Эрик Булатов. После внезапного исчезновения Басмаджана работы остались во Франции. В 1992 году состоялась годовая творческая поездка художника в США. Из-за формата он не смог вывезти большую часть своих работ за границу по окончании поездки. В 2006 году на аукционе «Сотбис» была продана картина М. Брусиловского «Футбол» из частной коллекции за 108 тыс. фунтов стерлингов. Вырос интерес к творчеству М. Брусиловского и на родине. Его работы представлены во многих музейных и частных коллекциях, включая постоянную экспозицию Музея современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге. В 2017 году в Екатеринбурге открылся музей М. Брусиловского.
М. Брусиловский работал на протяжении десятилетий. В 1989 году французская пресса упоминала имя Брусиловского в связи с парижской галереей Г. Басмаджана в одном ряду с такими русскими художниками, как Илья Кабаков и Эрик Булатов. После внезапного исчезновения Басмаджана работы остались во Франции. В 1992 году состоялась годовая творческая поездка художника в США. Из-за формата он не смог вывезти большую часть своих работ за границу по окончании поездки. В 2006 году на аукционе «Сотбис» была продана картина М. Брусиловского «Футбол» из частной коллекции за 108 тыс. фунтов стерлингов. Вырос интерес к творчеству М. Брусиловского и на родине. Его работы представлены во многих музейных и частных коллекциях, включая постоянную экспозицию Музея современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге. В 2017 году в Екатеринбурге открылся музей М. Брусиловского.
Брусиловский М. Ш. Урал. 1942 год. 1967. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
В 1967 году Брусиловский написал большеформатную картину «Урал. 1942», представленную на выставке. Перед зрителем строгие, пластически обобщенные фигуры женщин, вставших стеной за страну — заменивших на заводах мужчин, ушедших на фронт. Художник помнил погибшего на войне отца, помнил военное детство на Урале. В картине нет ничего лишнего. Стилистика сурового стиля совпадает с темой, образы женщин-рабочих обретают монументальное звучание, воспринимаются как памятник трудовому подвигу, как свидетельство очевидца.

Брусиловский М. Ш. Генерал. 1963. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Более ранняя остроумная работа «Генерал» (1963) тоже связана с темой войны, с темой рождения фашизма, темой изначального программирования сознания и поведения. Однообразный ландшафт до горизонта занят рядами однотипных яиц, из которых вылупляются генералы будущих войн — с усиками, в зеленых мундирах, в тевтонских касках и уже с орденами.
В монографии «Миша Брусиловский. Мир Художника» (2002) Александр Рюмин писал:
«В воспоминаниях Миши Брусиловского о детстве картины войны никогда не уходят в прошлое. Это вчера он, десятилетний мальчик, едет в госпитальном поезде, где круглосуточно оперируют раненых…
Это вчера узнает он об убийстве оккупантами своей двоюродной сестры Нины, а затем и о зверском уничтожении тысяч и тысяч киевлян в Бабьем Яру.
Это и вчера, и сегодня, и завтра будет жить в нём неистребимая боль за всех погибших, боль, воплотившаяся в картинах — „Пьета. Жертвам войны”, „Генерал”, „Гарсия Лорка”, „Освенцим”, „Реквием”…»