Top.Mail.Ru
Художники

Добровольский Виктор Николаевич

Виктор Добровольский (1947−2022) — известный екатеринбургский художник, выпускник Московского художественного института им. В. И. Сурикова (1973), более 30 лет преподавал живопись и композицию в Свердловском художественном училище им. И. Д. Шадра, участник многих городских, региональных, республиканских, всесоюзных выставок.
Добровольский В. Н. Солнечный день. 1977. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В.А. Карпова
В творчестве Виктора Добровольского больше всего привлекал жанр пейзажа, в котором он воплощал своё представление о единстве человеческого и природного бытия, сохранял непосредственность восприятия и живость впечатлений.

Представленная на выставке картина «Солнечный день» (1977) — одна из лучших работ художника.
«Местом действия Добровольский выбрал площадь Труда — старейшую Площадь Свердловска (ныне Екатеринбурга), расположенную в исторической части города, — пишет искусствовед М. Г. Пашкова. — Прежние ее названия — Церковная, Соборная, Екатерининская. Последнее название связано с Екатерининским собором XVIII века. Культовое сооружение в стиле барокко было снесено в начале 1930-х годов. На его месте построили сквер — излюбленное место прогулок горожан. И через несколько десятилетий там открыли фонтан под названием „Каменный цветок“. Прообразом стал знаменитый малахитовый цветок из сказа Павла Петровича Бажова. Фонтан выполнен в виде круглого бассейна, выложенного розовым мрамором. Постамент — из сибирского гранита, сам цветок отлит мастерами Каменска-Уральского из чугуна. Эту площадь и написал художник, наполнив ее фигурами людей — взрослых и детей, отдыхающих здесь в погожий зимний день. Многолюдная и многоплановая композиция выдержана в духе звучной декоративности, в атмосфере свежести солнечного дня, когда яркие тени падают на истоптанный снег… Вдали открывается перспектива городских зданий, улицы с красными трамваями и машинами. Художник словно вовлекает людей, дома и деревья в единый жизнерадостный хоровод. Выразительны фигуры и детали первого плана: важно прогуливающийся мужчина в шапке-пирожке с заложенными за спину руками и с газетой в кармане, молодой длинноволосый человек в брюках-клеш с розой в руках и сумкой-кассетником в наклейках с изображениями популярных певцов… Художник сумел передать особенности одежды и поведения персонажей, многие тонкости городского бытования второй половины 70-х годов, а главное — всеобщую радость от солнечного дня, запечатленную в жизнерадостном колорите и в мозаичной кладке живописи…»