Top.Mail.Ru
Художники

Филоненко Юрий Николаевич

Ю. Н. Филоненко (1947−2016) — известный уральский художник, учился во Львове, службу в армии проходил во Вьетнаме (1968), стажировался в Высшей полиграфической школе в Лейпциге (1971−1972), окончил Украинский полиграфический институт им. Ивана Федорова по профессии «книжный график». С 1974 года жил и работал в Екатеринбурге. С 1975-го участвовал в городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставках.
Филоненко Ю. Н. Встреча в пути. 1998. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В. А. Карпова
Ю. Филоненко работал в книжной и станковой графике, а с 1980-х — и как живописец; преподавал в Уральской архитектурно-художественной академии, занимался дизайном. Шесть лет он проработал редактором, а затем и главным художественным редактором Средне-Уральского книжного издательства. Филоненко иллюстрировал произведения Аркадия Гайдара, Стефана Цвейга, Николая Гоголя, Владимира Набокова, Марка Твена, а за иллюстрации к «Слову о полку Игореве» был удостоен диплома Биеннале в Венеции (1987). Филоненко также лауреат Премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства (2003). Его работы попали в коллекцию ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Обратившись к живописи, возможно не без влияния М. Брусиловского, Филоненко довольно быстро нашел свою узнаваемую манеру. Его фантазийные декоративные композиции, написанные широкими свободными мазками почти на грани фигуративного и абстрактного, выражают внутреннюю жизнь художника и не копируют внешние формы окружающего мира. Ни традиционный реализм, ни новейшее искусство не увлекали художника. Он утверждал:
«…Ложная красота, она без индивидуальности. Рисовать же надо так, чтобы было не похоже ни на кого, только на тебя, а это получается, если ты образы и формы из себя достаешь… Когда из ничего получается что-то».
Филоненко Ю. Н. Свечение молодого человека на темном небе. 1990. Ирбитский государственный музей изобразительных искусств им. В. А. Карпова
Порой живописные темы Филоненко навеяны книгами: литературные и мифологические герои появляются и в его картинах. Так, например, в представленной на выставке работе «Свечение молодого человека на темном небе» (1990), молодой человек похож на античного героя, прилегшего отдохнуть на теплую землю на фоне повозки под густой синевой вечернего средиземноморского неба. Тускнеет золотой свет античности, засыпают античные герои и боги, из глубины пространства поднимаются фигуры христиан. Эффектная декоративная композиция оказывается насыщена многими смыслами, а в красоте историософской печали по угасанию золотого века античности можно ощутить истому момента и предчувствие перемен в уже наступившем времени.