Top.Mail.Ru
Художники

Житенева Ольга Анатольевна

Ольга Житенева (род. в 1964 г.) — художник-график. Живет и работает в Екатеринбурге. Окончила Красноярский государственный художественный институт в 1993 году. С 1996 года — член Союза художников России, в 2007 году стала членом Международного общества меццо-тинто (IMS). Победитель областного конкурса «Камертон» (2005), серебряный призёр Региональной выставки-конкурса пастели уральских художников «Версии пространства» (2008). Участник Новосибирской международной биеннале графики (2007), Международных фестивалей меццо-тинто в Екатеринбурге (2011−2015), Международной Уральской триеннале печатной графики (Уфа, 2013), Всероссийских фестивалей «Урал-графо» в Екатеринбурге (2012, 2014) и многих других выставок. Была отмечена специальным призом на выставке «Arte grafica — Italiana 2018», организованной Ассоциацией итальянских графиков в Падуе в замке Вигоза, там же — 3-й премией Exlibris, а затем специальным призом на выставке «Акварель-Италия» (2020).
Ольга Житенева работает в различных техниках оригинальной и печатной графики — пастель, соус, гуашь, акварель, меццо-тинто.
«Для станковой графики Житеневой характерны картинность мышления, эпический настрой, своеобразное тяготение к мотивам старой архитектуры, а также удивительная мощь первозданности природы в тех пейзажах, что привлекают ее художнический глаз. Что же касается ее понимания жанровости, в отдельных листах или же в целых сериях, то оно поражает поэтической тонкостью и щемящим лиризмом даже в самых бытовых своих ситуациях. Любое проявление действительности в них становится для художника стимулом к яркой, порой загадочной образности, а главным является мотив преображения на пути перевоплощений», — пишет искусствовед Н. Ф. Горбачева.
Житенева О. А. Среда (листа 4/7). Из серии «С понедельника по пятницу». 2020. Собственность автора
В представленных на выставке листах, выполненных в сложной печатной технике меццо-тинто, мы видим и эпический настрой в фигуре обнаженного атлета, словно сеющего зернистый свет во мраке пространства, и примеры загадочной образности преображенного антропоморфного ландшафта. Работы О. Житеневой отличаются глубиной и бархатистостью тона, богатством светотеневых оттенков.

О смысловой составляющей своих работ художница пишет:
«Каждый из нас проживает свое пространство-время, обозначенное лишь формальными временными единицами, например: понедельник, вторник…

Понедельник — сжатая пружина, человек существует в пространстве как сингулярность. Вторник — ожидание. Пространство сжато до предела, но обрамляется человеческими телами. Среда — состояние одиночества, человек одинок в пространстве, но он владеет им. Четверг — человек почти полностью открыт пространству — он беззащитен, закрывается лишь от зрителя. Пятница — полное погружение в пространство, где не имеет значения уже присущее человеку, лишь узнаваемые части рук, головы".