Художники Пермского края

Субботин-Пермяк Петр Иванович

Субботин-Пермяк Петр Иванович (1886–1923) — российский художник-авангардист коми‑пермяцкого происхождения, педагог, организатор.
Учился в Пермском реальном училище, по его окончании в 1907 году уехал в Москву, в императорское Строгановское художественно-промышленное училище, которое окончил со званием художника 1‑го разряда. Параллельно посещал частную студию К.Ф. Юона. За композицию «Песнь Перуну» (1914) получил золотую медаль и направление на стажировку в Германию, но вскоре началась Первая мировая война. С 1914 по 1918 год П.И. Субботин-Пермяк преподавал в Строгановском училище. Был не только свидетелем, но и участником русского авангарда. На рубеже 1910–1920‑х годов художник был близок к кубофутуризму. В это время он пишет несколько теоретических сочинений: «Приёмы и системы нового искусства», «Материальная культура живописи», «Кухня живописного мастерства», где формулирует своё новое представление о выразительных возможностях живописи, которая, по его мнению, должна соответствовать новому, «кинетическому», восприятию мира.
«В природе нет ни одной прямой линии, нет ни одного предмета, который находится в состоянии покоя, линии все двигаются, наклоняются, падают; все вращающиеся предметы кружатся около своих осей, рычагов и шестерёнок», — отмечал художник.
В 1919 году Наркомпрос отправил П.И. Субботина-Пермяка в Пермскую губернию, где он развернул кипучую деятельность. Уходил на работу в 8 утра, возвращался в 11–12 ночи. Организовал художественно-производственные мастерские в Перми, Кудымкаре и Кунгуре: они стали базой художественного образования в Прикамье. П.И. Субботин-Пермяк был первым директором Пермского художественного техникума. Основал Коми-пермяцкий окружной краеведческий музей, для которого собирал экспонаты по сёлам родного края.

Одна из линий творчества Субботина-Пермяка связана со стремлением соединить коми-пермяцкую тематику и традиции народного искусства со стилистикой авангарда начала XX века. В этом он опередил этнофутуризм на 70 лет. В Перми П.И. Субботин-Пермяк стал организатором новых творческих направлений и групп. В августе 1920 года он писал жене:
«Теперь у нас есть выставка „инопутистов” — молодых художников, искателей новых путей искусства. На выставке до 100 работ, в том числе и моих 36, целая комната… Из других участвуют Панков, Иконников, Пиатровская, Накаряков и все учащиеся-индивидуалисты, коих группу веду я, и название тоже дал я. Выставка очень хорошая, конечно, здесь такой еще не было».
Ещё один пермский футурист — поэт, художник и лётчик Василий Каменский, был двоюродным братом жены Субботина-Пермяка, художницы Евстолии Ивановны Волковой. П.И. Субботин был одним из самых ярких художников своего времени и абсолютно уникальным для Перми и пермяков. «Надо жить радостно, красочно, ярко», — говорил художник в начале ХХ века. И эти слова не потеряли своей актуальности.

В неполные 37 лет художник умер от туберкулеза, а развитие современного искусства и в Перми, и в стране прервалось на несколько десятилетий. В 1970‑е годы поиски, начатые Субботиным-Пермяком, продолжил талантливый пермский живописец А.И. Репин, а вслед за ним появилась целая плеяда оригинальных пермских авангардистов новейшего времени.

П.И. Субботин-Пермяк вошел в историю пермской культуры. Его образ воплощён в скульптурах Р. Веденеева и А. Кутергина, его именем назван Краеведческий музей в Кудымкаре — столице Коми-Пермяцкого округа. Дочь художника И.П. Субботина (1908–1991) после окончания ГИТИСа работала режиссёром в театре Кудымкара и участвовала в подготовке книге об отце.
Субботин-Пермяк П.И. Натюрморт с булками и посудой. 1921. Пермская государственная художественная галерея.